Ремонт VW Polo 2010

Электрооборудование

Описание конструкции

Генератор: 1 - вывод «В 1 +»; 2 - щеткодержатель с регулятором напряжения; 3 - разъем щеткодержателя; 4 - кожух; 5 - задняя крышка; 6 - передняя крышка; 7 - верхняя резьбовая втулка; 8 - нижняя резьбовая втулка
Генератор: 1 - вывод «В 1 +»; 2 - щеткодержатель с регулятором напряжения; 3 - разъем щеткодержателя; 4 - кожух; 5 - задняя крышка; 6 - передняя крышка; 7 - верхняя резьбовая втулка; 8 - нижняя резьбовая втулка
Бортовая сеть — постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с «массой» — кузовом и силовым агрегатом автомобиля, которые выполняют функцию второго провода.
При неработающем двигателе включенные потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя — от генератора.
При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.
Аккумуляторная батарея
Аккумуляторная батарея
На автомобиле установлена необслуживаемая Стартерная аккумуляторная батарея емкостью 60 А-ч. Генератор — синхронная электрическая машина переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения. Шкив генератора приводится во вращение поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.
В шкив генератора встроена муфта свободного хода. Муфта свободного хода позволяет шкиву проворачиваться на валу ротора против часовой стрелки. Это позволяет снизить нагрузку на ремень привода вспомогательных агрегатов при резком сбросе «газа».
Статор и крышки генератора стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вращается в шариковых подшипниках, установленных в крышках генератора. Подшипники закрытого типа, смазка, заложенная в них, рассчитана на весь службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и установлен через пластмассовую втулку в задней крышке. Передний подшипник установлен в передней крышке и удерживается прижимной пластиной, которая крепится четырьмя винтами. На валу ротора посадка подшипника скользящая.
В заднюю крышку генератора вставлен статор генератора, в котором расположена трехфазная обмотка.
Концы фазных обмоток соединены с выводами выпрямительного блока. Выводы выпрямительного блока припаяны и обжаты на выводах фазных обмоток.
Выпрямительный блок состоит из шести (трех «положительных» и трех «отрицательных») диодов (вентилей). Положительные и отрицательные диоды запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные на разных пластинах). Между пластинами-держателями установлена пластмассовая изолирующая пластина. Выпрямительный блок закреплен на задней крышке генератора винтами.
Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, а ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к обмотке возбуждения подводиться через две щетки, которые установлены в щеткодержателе. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом).
Регулятор напряжения поддерживает напряжение бортовой сети автомобиля в заданных пределах независимо от оборотов двигателя и электрической нагрузки за счет изменения силы тока (магнитного потока) в обмотке ротора генератора. Регулятор напряжения — неразборный узел, при выходе из строя его заменяют в сборе со щеткодержателем.
Щеткодержатель с регулятором напряжения: 1 - щетки; 2 - вывод «+»; 3 - регулятор напряжения; 4 - разъем щеткодержателя; 5 - вывод «массы»
Щеткодержатель с регулятором напряжения: 1 - щетки; 2 - вывод «+»; 3 - регулятор напряжения; 4 - разъем щеткодержателя; 5 - вывод «массы»
Расположение конденсатора в кожухе генератора
Расположение конденсатора в кожухе генератора
Стартер: 1 - шестерня привода; 2 - передняя крышка; 3 - корпус стартера; 4 - тяговое реле; 5 - контактный болт; 6 - разъем тягового реле; 7 - задняя крышка; 8 - стяжной болт
Стартер: 1 - шестерня привода; 2 - передняя крышка; 3 - корпус стартера; 4 - тяговое реле; 5 - контактный болт; 6 - разъем тягового реле; 7 - задняя крышка; 8 - стяжной болт

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» - к выводу генератора. Обратное подключение приведет к пробою диодов выпрямительного блока генератора.

При работе генератора не следует отключать аккумуляторную батарею, так как возникающие при этом скачки напряжения могут повредить электронные компоненты схемы.
Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между «+» и «массой» генератора подключен конденсатор. Конденсатор установлен в пластмассовом кожухе генератора.
Стартер — четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.
К стальному корпусу стартера прикреплены постоянные магниты. Корпус и крышки стартера стянуты двумя болтами. Вал якоря вращается в подшипниках скольжения. Крутящий момент от вала якоря передается на вал привода через планетарный редуктор, состоящий из центральной и коронной (с внутренним зацеплением) шестерен и трех сателлитов на водиле (валу привода).
На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней, которая может перемещаться по шлицам вала. Муфта свободного хода передает крутящий момент только в одном направлении — от стартера к двигателю, разобщая их после запуска двигателя. Это необходимо для защиты стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения маховика двигателя.
Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение «стартер» питание подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). Якорь реле втягивается и перемещает рычаг привода, который передвигает муфту свободного хода с приводной шестерней по шлицам вала привода, вводя шестерню в зацепление с венцом маховика. При этом отключается втягивающая обмотка и замыкаются контакты тягового реле, включая электродвигатель стартера. После возвращения ключа в положение «зажигание» удерживающая обмотка тягового реле обесточивается и якорь реле под действием пружины возвращается в исходное положение — контакты реле размыкаются и шестерня привода выходит из зацепления с маховиком.
Неисправное тяговое реле заменяют. Неисправность привода стартера выявляется при осмотре после разборки стартера.
Система освещения и сигнализации включает в себя блок-фары, противотуманные фары, боковые указатели поворотов, задние фонари, фонари освещения номерного знака, дополнительный сигнал торможения, плафоны освещения салона и багажного отделения, один или два звуковых сигнала (в зависимости от комплектации), а также выключатели всех этих потребителей.
Блок-фара: 1 - гнездо патрона лампы габаритного света; 2 - патрон лампы указателя поворота; 3 - регулятор пучка света фары в вертикальной плоскости; 4 - разъем фары; 5 - лампа головного света; 6 - регулятор пучка света фары в горизонтальной плоскости; 7 - исполнительный механизм регулятора направления пучков света
Блок-фара: 1 - гнездо патрона лампы габаритного света; 2 - патрон лампы указателя поворота; 3 - регулятор пучка света фары в вертикальной плоскости; 4 - разъем фары; 5 - лампа головного света; 6 - регулятор пучка света фары в горизонтальной плоскости; 7 - исполнительный механизм регулятора направления пучков света
Блок-фара объединяет три секции. В одной секции установлена галогенная двухнитевая лампа Н4 головного света фары (ближнего и дальнего). Во второй секции установлена лампа габаритного света W5W. В третьей секции установлена лампа указателя поворота PY21W (оранжевого цвета). В корпусе блок-фары установлен также исполнительный механизм (мотор-редуктор) регулятора направления пучков света.
На автомобиле установлен корректор фар с электромеханическим приводом, позволяющим регулировать направление пучков света в зависимости от загрузки автомобиля. Корректор фар состоит из регулятора на панели приборов, мотор-редукторов и соединительных проводов. Часть автомобилей комплектуется противотуманными фарами, которые устанавливаются в переднем бампере. В противотуманных фарах установлены галогенные однонитевые лампы НВ4.
Боковые указатели поворота установлены в передних крыльях. В боковых указателях поворота применяются лампы W5W.
Расположение ламп в задних фонарях: 1 - указателя поворота; 2 - габаритного света; 3 - сигнала торможения; 4 - противотуманного света; 5 - света заднего хода
Расположение ламп в задних фонарях: 1 - указателя поворота; 2 - габаритного света; 3 - сигнала торможения; 4 - противотуманного света; 5 - света заднего хода
В заднем фонаре установлены лампы: сигнала торможения (P21W), габаритного света (W5W), указателя поворота (PY21W, оранжевого цвета), света заднего хода (P21W) в правом фонаре и противотуманного света (P21W) в левом фонаре.
Барабанное устройство со спиральным кабелем: 1 - поводок; 2 - барабан; 3 - корпус устройства; 4 - электрический разъем
Барабанное устройство со спиральным кабелем: 1 - поводок; 2 - барабан; 3 - корпус устройства; 4 - электрический разъем
Звуковой сигнал (высокого тона) закреплен на кронштейне за передним бампером, с левой стороны. Если на автомобиле установлены два звуковых сигнала: сигнал высокого тона расположен с левой стороны, сигнал низкого тона — с правой стороны.
В зависимости от комплектации автомобиль может быть оборудован подушками безопасности водителя и переднего пассажира, а также боковыми подушками безопасности водителя и переднего пассажира.
Подушка безопасности водителя расположена в рулевом колесе, подушка безопасности пассажира - в панели приборов. Боковые подушки безопасности водителя и переднего пассажира установлены в спинках передних сидений со стороны дверей.
Блок управления подушками безопасности установлен под облицовкой туннеля пола. Этот блок управляет также преднатяжителями ремней безопасности водителя и переднего пассажира.
Для электрического соединения подушки безопасности водителя с электрооборудованием автомобиля нельзя применять обычный скользящий контакт во избежание искрообразования и непреднамеренного срабатывания подушки. Для этого на автомобиле применено устройство с так называемым спиральным кабелем, работающее по принципу рулетки. В цилиндрическом пластмассовом корпусе устройства, установленного на корпусе подрулевых переключателей, спирально уложены несколько витков металлопластиковой ленты, которая является электрическим проводником. Один конец ленты кабеля через разъем, расположенный на корпусе устройства, состыкован с колодкой жгута проводов электрооборудования автомобиля. Другой конец кабеля соединен через колодку с подушкой безопасности. Два поводка барабана устройства входят в отверстия ступицы рулевого колеса. При вращении колесо за поводки поворачивает барабан, а с ним и ленту кабеля, которая располагается в цилиндрическом корпусе либо на большем, либо на меньшем радиусе. От своего среднего положения барабан в устройстве может поворачиваться в каждую сторону до упора на несколько большее число оборотов, чем рулевое колесо.
Это предотвращает обрыв кабеля при вращении рулевого колеса от нейтрального положения до упора в каждую сторону.
Часть автомобилей оборудуются передними сиденьями с электрообогревом. Обогрев сидений включается кнопками на панели приборов.
Электростеклоподъемник передней двери: 1 - передняя направляющая; 2 - барабан; 3 - ползун; 4 - направляющий ролик; 5 - трос в оболочке; 6 - задняя направляющая
Электростеклоподъемник передней двери: 1 - передняя направляющая; 2 - барабан; 3 - ползун; 4 - направляющий ролик; 5 - трос в оболочке; 6 - задняя направляющая
Мотор-редуктор стеклоподъемника: 1- приводная шестерня; 2 - редуктор; 3 - электродвигатель
Мотор-редуктор стеклоподъемника: 1- приводная шестерня; 2 - редуктор; 3 - электродвигатель
Автомобиль оборудован стеклоподъемниками всех дверей с электроприводами. Стеклоподъемник состоит из двух узлов: электропривода, представляющего собой мотор-редуктор, и двух направляющих с барабаном и тросом в сборе.
Мотор-редуктор стеклоподъемника состоит из червячного редуктора и электродвигателя постоянного тока. Электродвигатель — реверсивный. Мотор-редуктор закреплен снаружи на внутренней панели двери. На валу мотор-редуктора установлена приводная шестерня. Вал с приводной шестерней вставляется в барабан стеклоподъемника.
На одной направляющей установлен барабан с тросом. На тросе закреплены два ползуна, которые перемещаются по направляющим. К ползунам саморезами крепится стекло двери. Направляющие закреплены на внутренней панели двери с обратной стороны.
Автомобили оборудованы системой блокировки замков дверей (центральным замком). Система предназначена для одновременной блокировки всех дверей и крышки багажника при нажатии на клавишу выключателя, расположенного на двери водителя, или с пульта дистанционного управления ключа зажигания. На замки всех дверей и крышки багажника установлены электроприводы, которые присоединяются к рычагам блокировки замков.
Очиститель ветрового стекла: 1 - длинная тяга; 2 - короткая тяга; 3 - кривошип; 4 - кронштейн; 5 - мотор-редуктор; 6 - поводок вала рычага щетки; 7 - подушка крепления очистителя
Очиститель ветрового стекла: 1 - длинная тяга; 2 - короткая тяга; 3 - кривошип; 4 - кронштейн; 5 - мотор-редуктор; 6 - поводок вала рычага щетки; 7 - подушка крепления очистителя
Часть автомобилей оборудована наружными зеркалами заднего вида с электроприводом и электрообогревом. Управляются оба зеркала регулятором, установленным на двери водителя. В корпусе зеркала установлены два электродвигателя, один электродвигатель служит для поворота зеркала в вертикальной плоскости, а другой — в горизонтальной. Обогрев зеркал включается регулятором электропривода наружных зеркал заднего вида.
Очиститель ветрового стекла установлен под облицовкой ветрового окна. Очиститель состоит из мотор-редуктора, рычагов и щеток. Электродвигатель очистителя — трехщеточный, двухскоростной с возбуждением от постоянных магнитов. При неисправности мотор-редуктора его заменяют.
Омыватель ветрового стекла состоит из бачка с электрическим насосом, форсунок на капоте и соединительных шлангов. Бачок омывателя установлен под правым передним крылом.
Автомобиль оборудован противоугонной системой блокировки пуска двигателя — иммобилайзером. В состав иммобилайзера входят: блок управления, встроенный в комбинацию приборов; катушка связи, установленная на выключателе зажигания и микросхема в ключе зажигания (транспондер).
Когда ключ вставляют в выключатель зажигания, катушка считывает код с микросхемы ключа и передает его в блок управления. Блок управления сравнивает код ключа с кодом, хранящимся в памяти блока. Если коды совпадают, блок посылает сигнал блоку управления двигателем (ЭБУ), разрешающий пуск двигателя. Если коды не совпадут, ЭБУ по сигналу блока управления иммобилайзера блокирует пуск двигателя. Иммобилайзер включается автоматически, как только ключ вынимается из выключателя зажигания.
Часть автомобилей оборудуется штатной противоугонной системой. Блок управления противоугонной системы установлен под облицовкой обивки крыши, рядом с плафоном освещения салона. В этой же облицовке установлены два датчика движения в салоне. В противоугонную систему входят также датчики открывания дверей, капота и багажника. Сирена противоугонной системы установлена в моторном отсеке на щитке передка. В случае попытки несанкционированного проникновения в салон автомобиля или запуска двигателя противоугонная система включает сирену на 30 секунд и до 5 минут все указатели поворотов.
С левой стороны под панелью приборов установлен блок управления бортовой сети (блок управления электропакетом). Блок управляет центральным замком, стояночными огнями, настройкой датчиков движения в салоне, плафоном освещения салона, аварийной сигнализацией, обогревом заднего стекла, сервисным режимом очистителя ветрового стекла, звуковым сигналом, лампами габаритного света.
Монтажный блок А предохранителей в моторном отсеке
Монтажный блок А предохранителей в моторном отсеке
Монтажный блок С предохранителей в моторном отсеке (крышка снята)
Монтажный блок С предохранителей в моторном отсеке (крышка снята)
Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Мощные потребители (элемент обогрева заднего стекла, вентилятор системы охлаждения, муфта компрессора кондиционера и другие) подключаются через реле. Предохранители установлены в трех монтажных блоках, два из которых А и С расположены в моторном отсеке, на аккумуляторной батарее, а третий В — в панели приборов под рулевой колонкой. Реле установлены в отдельном блоке, слева под панелью приборов (выше монтажного блока предохранителей).
В монтажном блоке А (на аккумуляторной батарее) установлены силовые предохранители, рассчитанные на номинальный ток от 175 до 40 А.
Монтажный блок В предохранителей в салоне автомобиля
Монтажный блок В предохранителей в салоне автомобиля

Предохранители монтажного блока А в моторном отсеке

Обозначение предохранителя (номинальный ток, А)

Защищаемые элементы

AS1 (150/175)

Генератор

AS2

Резерв

AS3 (110)

Выключатель зажигания, переключатель освещения, подрулевые переключатели, реле разгрузки контактов выключателя зажигания, реле топливного насоса, реле подачи топлива при открывании двери водителя, реле ближнего света фар, цепи предохранителей SB4, SB20 SB56, реле стояночных огней, реле электропитания клеммы 30

AS4 (50)

Блок управления усилителя рулевого управления

AS5 (40)

Блок управления ABS

AS6 (40)

Блок управления вентилятора системы охлаждения

AS7

Резерв

Предохранители монтажного блока С в моторном отсеке

Обозначение предохранителя (номинальный ток, А)

Защищаемые элементы

CS1 (25)

Блок управления ABS

CS2 (30)

Блок управления электродвигателем вентилятора системы охлаждения, электродвигатель вентилятора системы охлаждения

CS3 (5)

Блок управления электродвигателем вентилятора системы охлаждения

CS4 (10)

Блок управления ABS

CS5 (5)

Блок управления электропакетом

CS6

Резерв

Предохранители монтажного блока В в салоне автомобиля

Обозначение предохранителя (номинальный ток, А)

Защищаемые элементы

BS1

Резерв

BS2 (10)

Подрулевые переключатели, насос омывателя ветрового стекла

BS3 (5)

Реле топливного насоса, блок управления двигателем

BS4 (2)

Подрулевые переключатели

BS5

Резерв

BS6 (5)

Блок управления комбинации приборов

BS7 (5)

Регулятор направления пучков света фар, фонари подсветки номерного знака

BS8 (10)

Форсунки или резерв

BS9 (5/7,5)

Блок управления ABS, выключатель ASR/ESP, подрулевые переключатели

BS10 (5)

Датчик скорости автомобиля, селектор автоматической коробки передач, блок управления электропакетом, выключатель зажигания

BS11 (5)

Регулятор направления пучков света фар, мотор-редукторы в блок-фарах

BS12 (5)

Регулятор электроприводов наружных зеркал

BS13 (15)

Блок управления автоматической коробки передач, многофункциональный переключатель автоматической коробки передач, селектор автоматической коробки передач

BS14 (5)

Блок управления подушками безопасности

BS15 (5)

Элементы обогрева жиклеров омывателя ветрового стекла

BS16 (5)

Блок управления парктроника

BS17 (15/10)

Элементы подогрева датчиков концентрации кислорода, клапан продувки адсорбера

BS18 (5)

Блок управления комбинации приборов, лампа противотуманного света в левом заднем фонаре

BS19 (5)

Реле стояночных огней, головное устройство звуковоспроизведения, блок управления электропакетом, выключатель зажигания

BS20 (5)

Блок управления комбинации приборов, подрулевые переключатели

BS21 (10)

Блок управления электропакетом, лампы направленного света, плафон освещения салона с задержкой выключения, плафон освещения багажника

BS22 (5)

Диагностический разъем, блок управления кондиционером, блок управления климат-контролем, электромагнит блокировки ключа в выключателе зажигания

BS23 (7,5)

Блок управления электропакетом, блок управления двигателя, блок управления автоматической коробки передач, переключатель автоматической коробки передач (ручной режим)

BS24 (5)

Блок управления электропакетом, элементы обогрева наружных зеркал

BS25 (5)

Датчик давления хладагента, реле компрессора кондиционера, блок управления вентилятора системы охлаждения, блок управления кондиционером, диагностический разъём, блок управления отоплением и вентиляцией

BS26 (7,5)

Блок управления усилителя рулевого управления

BS27 (5)

Выключатель лампы света заднего хода в правом заднем фонаре

BS28

Резерв

BS29

Резерв

BS30

Резерв

BS31

Резерв

BS32 (10)

Топливный насос или резерв

BS33 (5)

Датчик положения педали сцепления, выключатель сигналов торможения

BS34 (7,5)

Правая блок-фара (дальний свет)

BS35 (10)

Блок управления двигателя

BS36 (10/15)

Топливный насос или форсунки

BS37 (25)

Регулятор подогрева сиденья водителя, регулятор подогрева сиденья переднего пассажира, блок управления подогрева передних сидений

BS38 (7,5)

Левая блок-фара (дальний свет), блок управления комбинации приборов

BS39 (10)

Правая блок-фара (ближний свет)

BS40 (30)

Переключатель вентилятора отопителя, блок управления вентилятора отопителя

BS41

Резерв

BS42 (15)

Прикуриватель

BS43 (15)

Блок управления электропакета, лампы указателей поворота, лампы сигналов торможения

BS44 (15)

Ультразвуковой датчик охранной сигнализации, сирена охранной сигнализации

BS45 (15)

Блок управления навигационной системы, головное устройство звуковоспроизведения, блок управления мультимедийной системы

BS46 (20)

Блок управления электропакетом (звуковой сигнал высокого тона)

BS47 (20)

Блок управления электропакетом (электродвигатель стеклоочистителей)

BS48 (25)

Блок управления электропакетом (центральный замок, электропривод лючка горловины топливного бака)

BS49 (5)

Блок управления электропакетом (лампа света заднего хода в правом заднем фонаре)

BS50 (25)

Блок управления двери водителя

BS51 (25)

Блок управления двери переднего пассажира

BS52 (30)

Блок управления левой задней двери, блок управления правой задней двери

BS53 (30)

Блок управления электропакетом (элемент обогрева заднего стекла)

BS54 (15)

Противотуманные фары

BS55 (15)

Катушки зажигания

BS56 (40)

Реле обогрева ветрового стекла

BS57 (5)

Лампы габаритного света в левой блок-фаре и левом заднем фонаре

BS58 (5)

Лампы габаритного света в правой блок-фаре и правом заднем фонаре

BS59 (10)

Левая блок-фара (ближний свет)

BS60

Резерв



Монтажный блок реле в салоне автомобиля (с 11. 2010 г.)
Монтажный блок реле в салоне автомобиля (с 11. 2010 г.)

Реле монтажного блока в салоне автомобиля

Обозначение

Наименование

Включаемые цепи

К1

Не используется

-

К2

Реле обогрева ветрового стекла

Элемент обогрева ветрового стекла

КЗ

Реле блокировки стартера

Тяговое реле стартера

К4 а

Реле топливного насоса

Топливный насос

К4 b

Реле подачи топлива при открывании двери водителя

Топливный насос

К5

Реле электропитания клеммы 30

Клеммы 30 стартера и реле

К6

Не используется

-

К7 а

Реле ближнего света фар

Лампы блок-фар (ближний свет)

К7 b

Реле стояночных огней

Лампы габаритного света

К8

Не используется

-

К9

Реле компрессора кондиционера

Муфта компрессора кондиционера

К10

Реле разгрузки контактов выключателя зажигания

Выключатель зажигания

К11-К15

Не используется

-