Система отопления, вентиляции и кондиционирования

Описание конструкции


Схема системы отопления, вентиляции и кондиционирования: 1 - компрессор; 2 - вентилятор системы охлаждения двигателя; 3 - трубопровод низкого давления; 4 - клапан для заправки и выпуска хладагента из трубопровода низкого давления; 5 - расширительный клапан; 6 - вентилятор отопителя; 7 - отопитель; 8 - заслонка регулятора температуры; 9 - радиатор отопителя; 10 - испаритель; 11 - щиток передка; 12 - клапан для заправки и выпуска хладагента из трубопровода высокого давления; 13 - трубопровод высокого давления; 14 - радиатор системы охлаждения двигателя; 15 - ресивер; 16 - конденсатор; 17 - датчик давления хладагента
Схема системы отопления, вентиляции и кондиционирования: 1 - компрессор; 2 - вентилятор системы охлаждения двигателя; 3 - трубопровод низкого давления; 4 - клапан для заправки и выпуска хладагента из трубопровода низкого давления; 5 - расширительный клапан; 6 - вентилятор отопителя; 7 - отопитель; 8 - заслонка регулятора температуры; 9 - радиатор отопителя; 10 - испаритель; 11 - щиток передка; 12 - клапан для заправки и выпуска хладагента из трубопровода высокого давления; 13 - трубопровод высокого давления; 14 - радиатор системы охлаждения двигателя; 15 - ресивер; 16 - конденсатор; 17 - датчик давления хладагента
Вентилятор отопителя
Вентилятор отопителя
Автомобиль может быть оборудован либо системой отопления и вентиляции либо системой отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, которые служат для создания наиболее комфортных условий для водителя и пассажиров независимо от погодных условий.
В систему отопления и вентиляции входят: отопитель, вентилятор отопителя, воздуховоды дефлекторы. По воздуховодам воздух из отопителя подводится к решеткам обдува ветрового и боковых стекол, к центральным и боковым дефлекторам на панели приборов, а также к воздуховодам подачи воздуха к ногам водителя и пассажиров.
Блок управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием воздуха
Блок управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием воздуха
Воздуховоды подвода воздуха к дефлекторам и решеткам обдува стекол выполнены на обратной стороне панели приборов.
Управление системой осуществляется поворотом рукояток, расположенных на блоке управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием. Блок управления установлен на панели приборов. Корпус отопителя установлен под панелью приборов в центре, справа за вещевым ящиком расположен корпус вентилятора отопителя. Между собой корпуса отопителя и вентилятора соединены воздуховодом, в котором установлены салонный фильтр и дополнительный резистор вентилятора отопителя.
В корпусе отопителя установлены радиатор отопителя и распределительные заслонки, направляющие потоки воздуха к определенным зонам. Радиатор отопителя соединен шлангами с системой охлаждения двигателя. Через радиатор постоянно циркулирует охлаждающая жидкость. В зависимости от положения заслонки, связанной с регулятором температуры, наружный воздух может проходить через радиатор отопителя либо минуя его.
Дополнительный резистор вентилятора отопителя
Дополнительный резистор вентилятора отопителя
При движении автомобиля воздух поступает в отопитель через отверстия в облицовке ветрового окна. Для увеличения подачи воздуха в салон во время движения автомобиля, а также на стоянке, служит вентилятор отопителя.
Интенсивность подачи воздуха определяется скоростью вращения вентилятора. Электродвигатель вентилятора, в зависимости от подсоединения дополнительного резистора, может вращаться с четырьмя различными скоростями.
Для ускорения прогрева салона и предотвращения поступления наружного воздуха (по задымленным, запыленным участкам дороги) служит система рециркуляции воздуха. При нажатии кнопки включения режима рециркуляции воздуха заслонка системы рециркуляции перекрывает доступ наружного воздуха в салон автомобиля, при этом воздух в салоне автомобиля начинает циркулировать по замкнутому контуру без обмена с наружным воздухом.
Наружу из салона воздух выходит через клапаны, установленные за боковинами заднего бампера.
Клапаны выхода воздуха из салона (показано при снятом заднем бампере)
Клапаны выхода воздуха из салона (показано при снятом заднем бампере)
Компрессор кондиционера: 1 - шкив с электромагнитной муфтой; 2 - вывод проводов электромагнитной муфты; 3 - задняя крышка; 4 - корпус; 5 - передняя крышка
Компрессор кондиционера: 1 - шкив с электромагнитной муфтой; 2 - вывод проводов электромагнитной муфты; 3 - задняя крышка; 4 - корпус; 5 - передняя крышка
Часть автомобилей комплектуется системой кондиционирования воздуха. Система кондиционирования предназначена для снижения температуры и влажности воздуха в салоне. Кондиционер включается нажатием кнопки, расположенной в блоке управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием, при этом должен быть включен вентилятор отопителя. При включении кондиционера загорается сигнализатор, расположенный в кнопке включения кондиционера.
Большая часть узлов системы кондиционирования воздуха расположена в моторном отсеке. В салоне автомобиля находится лишь испаритель, размещенный под панелью приборов в корпусе отопителя.
Компрессор кондиционера установлен спереди двигателя, под генератором. Привод компрессора осуществляется поликлиновым ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов. В шкив компрессора встроена фрикционная электромагнитная муфта, осуществляющая соединение-разъединение вала компрессора со шкивом по сигналам блока управления двигателем. Пары хладагента из компрессора под высоким давлением поступают в конденсатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения двигателя.
Конденсатор (А - ресивер-осушитель)
Конденсатор (А - ресивер-осушитель)
Проходя через соты конденсатора, хладагент охлаждается встречным потоком воздуха и с помощью вентилятора системы охлаждения. При этом хладагент переходит из газообразного состояния в жидкое. Далее хладагент поступает в ресивер, установленный на конденсаторе с левой стороны. Ресивер одновременно выполняет несколько функций: в качестве фильтра очищает хладагент от попавших в него примесей; в качестве осушителя поглощает влагу, конденсирующуюся внутри системы кондиционирования, а также служит резервуаром для хладагента. Из ресивера хладагент поступает в расширительный клапан, закрепленный в моторном отсеке на щитке передка. На выходе из расширительного клапана давление и температура хладагента резко снижаются, в результате чего хладагент переходит из жидкого в газообразное состояние.
Затем хладагент поступает в испаритель, установленный в корпусе отопителя. Поток воздуха, проходящий в корпусе отопителя через испаритель кондиционера под воздействием вентилятора отопителя, вызывает испарение хладагента. При этом воздух, отдавая тепло хладагенту в испарителе, становится более холодным. Охлажденный таким образом воздух подается в салон автомобиля. Из испарителя хладагент вновь засасывается компрессором, и рабочий цикл повторяется.
На трубопроводах высокого и низкого давления установлены клапаны для заправки и выпуска хладагента из системы кондиционирования.
Датчик давления хладагента
Датчик давления хладагента
На трубопроводе высокого давления между конденсатором и расширительным клапаном установлен датчик давления хладагента. Датчик давления выдает сигнал ЭБУ, блоку управления вентилятором системы охлаждения и блоку управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием которые управляют двигателем, вентилятором системы охлаждения двигателя и муфтой компрессора кондиционера в зависимости от величины давления хладагента и скорости движения автомобиля. В штуцере трубопровода, под датчиком давления установлен запорный клапан, который закрывается при отворачивании датчика. Поэтому при замене датчика давления утечки хладагента из системы кондиционирования не произойдет.
Хладагент в системе кондиционирования находится большей частью под высоким давлением. При работах, связанных с разгерметизацией системы кондиционирования, следует избегать попадания хладагента в глаза, на кожу и в дыхательные пути. Любые работы с хладагентом необходимо проводить только в проветриваемом помещении. При заправке системы кондиционирования следует использовать только материалы, рекомендуемые заводом-изготовителем. Запрещается проводить сварочные или паяльные работы на узлах системы кондиционирования. Заправку системы кондиционирования следует проводить на специализированных сервисах.