Сцепление

Описание конструкции

Элементы сцепления: 1 - картер сцепления; 2 - рычаг выключения сцепления; 3 - подшипник выключения сцепления; 4 - нажимной диск с кожухом сцепления в сборе («корзина»); 5 - кожух сцепления; 6 - ведомый диск; 7 - маховик
Элементы сцепления: 1 - картер сцепления; 2 - рычаг выключения сцепления; 3 - подшипник выключения сцепления; 4 - нажимной диск с кожухом сцепления в сборе («корзина»); 5 - кожух сцепления; 6 - ведомый диск; 7 - маховик
Сцепление — однодисковое, сухое, с центральной пружиной диафрагменного типа. Расположено в алюминиевом картере, конструктивно объединенном с картером коробки передач и прикрепленном к блоку цилиндров двигателя.
Сцепление предназначено для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии и их плавного соединения.
Нажимной диск с кожухом сцепления соединен с маховиком двигателя шестью болтами.
Тремя парами упругих стальных пластин кожух сцепления соединен с нажимным диском. Этот узел (его еще называют «корзиной» сцепления) в сборе балансируют на стенде, поэтому заменяют его целиком.
Пара упругих пластин
Пара упругих пластин
Пара упругих пластин
Балансировочные элементы нажимного диска с кожухом
В кожухе установлена диафрагменная пружина. Замена «корзины» необходима при кольцевом износе лепестков диафрагменной пружины и в том случае, если концы лепестков расположены не на одном уровне. Отбраковываем «корзину» при уменьшении усилия на педали при выключении сцепления, что указывает на большой износ поверхности нажимного диска или «осадку» пружины.
Концы лепестков диафрагменной пружины
Концы лепестков диафрагменной пружины
Нажимной диск с кожухом сцепления: 1 - кожух сцепления; 2 - диафрагменная пружина
Нажимной диск с кожухом сцепления: 1 - кожух сцепления; 2 - диафрагменная пружина
Ведомый диск: 1 - фрикционные накладки; 2 - демпфер крутильных колебаний (стрелкой показана выступающая часть ведомого диска)
Ведомый диск: 1 - фрикционные накладки; 2 - демпфер крутильных колебаний (стрелкой показана выступающая часть ведомого диска)
Стрелка указывает на расположение демпфера холостого хода
Стрелка указывает на расположение демпфера холостого хода
Ведомый диск с пружинным демпфером крутильных колебаний расположен на шлицах первичного вала коробки передач между маховиком и нажимным диском.
Демпфер крутильных колебаний гасит колебания, возникающие от динамических нагрузок в трансмиссии и неравномерной работы двигателя. Две фрикционные накладки ведомого диска приклепаны с обеих сторон к прижимной пластине, которая в свою очередь приклепана к одной из двух пластин демпфера. Пружинная пластина имеет волнистую форму. При включении сцепления фрикционные накладки сжимают пружинную пластину, что способствует более плавному включению сцепления.
Между пластинами демпфера установлена ступица диска. В пазах ступицы и демпферных пластин установлены пружины демпфера. Демпферные пластины соединены опорными пальцами. В ступице диска напротив опорных пальцев имеются вырезы, которые позволяют ступице поворачиваться в определенных пределах относительно пластин демпфера, сжимая при этом демпферные пружины. Это позволяет снизить динамические нагрузки в трансмиссии при трогании автомобиля и переключении передач.
На ступице ведомого диска расположен демпфер холостого хода, служащий для гашения крутильных колебаний и устранения стуков в коробке передач при работе двигателя на холостом ходу.
Ведомый диск заменяют при осевом биении накладок более 0,5 мм, замасливании, растрескивании, задирах или неравномерном износе накладок, ослаблении заклепочных соединений, а также в том случае, если расстояние между рабочей поверхностью накладки и головкой заклепки составляет менее 0,3 мм. Привод выключения сцепления — гидравлический. Усилие в нем от педали к подшипнику выключения сцепления передается через рабочую жидкость.
Главный цилиндр гидропривода сцепления в сборе с толкателем
Главный цилиндр гидропривода сцепления в сборе с толкателем
Рабочий цилиндр гидропривода сцепления
Рабочий цилиндр гидропривода сцепления
Гидропривод состоит из главного и рабочего цилиндров сцепления, связанных трубопроводом и шлангом. Бачок гидропривода сцепления общий с бачком гидропривода тормозной системы. Главный цилиндр сцепления крепится двумя гайками к щитку передка и фланцу кронштейна педали сцепления.
На наконечник толкателя главного цилиндра надет пластмассовый вкладыш, который фиксируется в отверстии педали сцепления
На наконечник толкателя главного цилиндра надет пластмассовый вкладыш, который фиксируется в отверстии педали сцепления
Рабочий цилиндр гидропривода сцепления крепится к фланцу картера сцепления двумя болтами
Рабочий цилиндр гидропривода сцепления крепится к фланцу картера сцепления двумя болтами
Педаль сцепления: 1 - кронштейн педали; 2	- датчик положения педали; 3 - педаль
Педаль сцепления: 1 - кронштейн педали; 2 - датчик положения педали; 3 - педаль
Педаль сцепления установлена на оси кронштейна педали сцепления. Педаль соединена толкателем с поршнем главного цилиндра сцепления. Внутри кронштейна педали сцепления установлена отводящая пружина педали.
Детали выключения сцепления: 1 - под-штамповка под толкатель рабочего цилиндра; 2 - рычаг выключения сцепления; 3 - подшипник выключения сцепления
Детали выключения сцепления: 1 - под-штамповка под толкатель рабочего цилиндра; 2 - рычаг выключения сцепления; 3 - подшипник выключения сцепления
Опорный палец рычага выключения сцепления с пружиной
Опорный палец рычага выключения сцепления с пружиной
Выключение сцепления происходит следующим образом. При нажатии педали в гидравлической системе привода выключения сцепления создается давление рабочей жидкости. Давление жидкости передается поршню рабочего цилиндра. Поршень рабочего цилиндра, перемещаясь вместе с толкателем, давит на конец рычага выключения сцепления, который перемещает подшипник выключения сцепления вдоль оси первичного вала коробки передач. Подшипник давит на лепестки диафрагменной пружины нажимного диска. Пружина, деформируясь, отводит нажимной диск, в результате нажимной диск перестает прижимать ведомый диск к маховику. Коленчатый вал двигателя и первичный вал коробки передач в этом случае могут вращаться независимо друг от друга. При отпускании педали сцепления подшипник возвращается в исходное положение, при этом диафрагменная пружина вновь начинает давить на нажимной диск, который в свою очередь прижимает ведомый диск к маховику, — в результате передача крутящего момента возобновляется.
Подшипник выключения сцепления содержит «пожизненный» запас пластичной смазки и поэтому не нуждается в обслуживании.